?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

О группе «Пикник»

Сегодня, детишки, мы поговорим о группе Пикник. Пикник всегда был одним из тех коллективов, к которым я усиленно пытался выработать хорошее отношение просто потому, что его слушали интересные и дорогие для меня люди. Но сам я, как ни пытался, въехать в него не мог, и буквально пару дней назад наконец понял, почему. А потому, дорогие детишки, что творчество Э. Шклярского, «самого интеллигентного из русских рокеров», как его назвали в одной статье, совершенно и последовательно бессмыссленно. За его образами не стоит абсолютно нихуя. Особо прошаренным, то есть тем, кто знает содержание термина «декаданс», можно дальше не читать, потому что я сейчас буду капитанить, остальные присаживайтесь поудобнее.

Чтобы понять всю картонность поэтики Шклярского, достаточно пройтись по нескольким образам и сравнить с аналогичными у других авторов. К примеру, огонь — один из самых сильных образов в поэзии вообще.

Немного огня, середина пути,
Немного огня тебя может спасти
В сердце обмана.


Родись я веком пораньше, я бы, конечно, гнобил декадентов по-чёрному, тыкал бы им в хлебало лучшие образцы гражданской лирики, а то и вступил бы в какой-нибудь комитет по отлову. Чем вообще занимается герой Шклярского? Зачем ему нужен огонь? Он валандается по кладбищам, пугая сторожей, курсирует по ночному городу, напрягает прохожих и напрягается сам. Это эталонный битард:

И как перед битвой, решительной битвой
Стою у каждого перекрёстка,
На море асфальта я вижу свой берег,
Свою голубую россыпь.


Каждый сыч, просиживающий свою сраку перед монитором, ЗНАЕТ ЭТО ЧУВСТВО. Возвернувшись домой из вылазки в тыл врага, он ещё долго тяжело дышит, вспоминая ужасы враждебных улиц и тяжесть взглядов людей, которым на него, аще говоря, накласть. Но вернёмся к огню. Чтобы понять, что огонь Шклярского родом из зажигалки, достаточно чуть-чуть потрясти его за синтагматический ряд, и тогда выяснится, что замени мы его, скажем, на «бухло» — смысл не изменится. Более того, с бухлом в тексте появляется хоть какая-то жизнь:

Немного бухла, середина пути,
Немного бухла тебя может спасти
В сердце обмана, ооо.


Да-да, лирический герой огнём ничего не освещает и ничего не поджигает. Он его похабнейшим образом потребляет. Если бы я писал этот текст на английском, я бы даже употребил не consume, что уже довольно унизительно, а devour, что низводит потребляемое до уровня расходных материалов. На что способен этот огонь? Да ни на что. Кошка прошла пять метров и упала, и Штирлиц решил, что бензин кончился. Сравним:

Горит огонь,
Горит огонь
До самого утра
Я облачён
В чистейший лён
Ладонь моя чиста.
Горят дела мои, и дни,
Горит вся жизнь моя
О, Адонай! О, Эллохим!
Не отвергай меня!


Я понимаю, что во многих аспектах сравнения некорректны, но, если честно, тут случай, когда за державу обидно. Шклярский продаёт надушенный пластмассовый эстетстизм, выдавая его за искусство, но декаданс им никогда не был и никогда не будет. Это не тот огонь, которым горела неопалимая купина. Да ёлки, это даже не энтузиазм человека, которому есть, зачем жить:

И неправильно думать, что есть чьим-то богом обещанный рай.
Сон и смерть, пустота и покой. Наше, солнце, гори — не сгорай!


В общем, тут, думаю, разобрались, давайте ещё ради смеху посмотрим, куда идёт лирический герой, направление, как ни крути, штука довольно важная. И тут мы, без особого, надо сказать, удивления обнаруживаем, что никуда он не идёт.

Минуту ещё, мой ветер не стих,
Мне нравится здесь в королевстве кривых.


Он не напрягается, ему и так норм.

А он шёл себе по свету, насвистывал,
Из коры себе подругу выстругал.


То есть, даже если он куда-то идёт, то никуда, по сути, не движется. Потому что как бы зачем? Он совершенно пустой, но это не обратная сторона полноты, нет. Это не покой и свобода, это пустота рекламной листовки, пустота радости алкогольного опьянения, пустота игры в шарики на телефоне, пока едешь на работу. Сравним:

Миллиарды вещих слов
И беззвучных голосов
К тебе
В твой город
Где ты им сможешь подарить
Cвободу


Или вот так, к примеру:

На картинке на слоистой
Под назойливые трели полнозвучных машин
По тропинке по змеистой
В рукотворных гималаях непригодных вещей

Давай посмотрим
Давай проверим, куда мы есть
Давай-ка глянем
Давай прикинем, где нам с тобой


В общем, мысль ты, дорогой читатель, уловил. Пикник — тупая хуйня, слушай Гражданку.