aspote (aspote) wrote,
aspote
aspote

Categories:

Русский мужик не боится обам



Как это часто бывает, разговариваешь с людьми разговоры, и в какой-то момент нужно подытожить всё то, что ты услышал, хотя бы как-то промежуточно, потому что осмысливать уже пора. Раньше-то что, раньше-то мы с вами думали, что всё обойдётся. Но оно не обошлось. Итак, речь снова пойдёт о супергероях, потому что символизм сейчас выглядит именно так.

Некоторое время назад мне в скайп прислали картинку (см. выше), на которой мы видим попытку символического осмысления себя. На прямой вопрос, что приславший видит на ней, адресант мне ответил, цитирую: «Ну русский мужик не боится обам». Именно так, во множественном числе, со строчной. Обращение к русским былинным образам стало по понятным причинам очень актуально в русскоязычном интернете, но что, по сути, такое — богатырь? Для начала полюбуйтесь вот сюда:



Тут прямо противопоставляется два символических пласта. Каждый из этих пластов, американский с одной стороны и русский с другой, представляет собой некий поиск идеала и выражение неких качеств. Когда говорят о русских богатырях, факт, что они служили киевскому князю предпочитают игнорировать или трактовать в том духе, что «ну типа тыры-пыры, там, ёпта». Хорошо, возьмём более поздний цикл былин, т.е. время княжеских междоусобиц. Основная задача богатырей там совпадает с таковой в цикле о героях Отечественной войны. Все уже знают, что двадцать восемь панфиловцев это фейк, подвиг Матросова не так однозначен, но богатырь и не должен быть реален. Раздробленная Русь, несущая дань Орде, полнилась сказаниями о богатырях не потому, что они были, а потому, что они были нужны. Тут встаёт важный вопрос, традиционный вопрос допустимости лжи во спасение, однако мы им сейчас заниматься не будем, я лишь обращаю внимание на то, что основная черта любого супергероя — это его мифичность. Т.е. желаемость его существования в противовес реальности этого существования. Супергерой — это некий вопрос к окружающей действительности. Давайте бегло пройдёмся по вопросам основных персонажей американского эпоса, раз уж именно им противопоставляют русского богатыря.

Справедливость, которая превыше юридического закона — это Бэтмен. Его вопрос: может ли человек самостоятельно становиться законом? Может ли он брать правосудие в свои руки? Где граница дозволенного? При каких условиях такое поведение будет оставаться добром, а не превратит всё в хаос? Именно на эти вопросы отвечает нолановская трилогия.

Достаточно ли научной компетенции для вмешательства в нравственные вопросы? Иными словами, достаточно ли быть умным, чтобы то, что ты делаешь, можно было считать благом? В этом смысл противостояния Тони Старка и Кэпа.

Супергерой обязательно должен быть выразителем народных чаяний. С одной стороны, он должен быть стопроцентным человеком, с другой — сверхличностью, которая могла бы подняться над тем, что сковывает обычного человека и не даёт ему сделать то, что делает за него супергерой. Может ли человек, поднявшийся над человечеством настолько, что он перестал быть его частью, принимать решения для человечества? Этот вопрос по-разному решается Озимандиасом и Доктором Манхэттеном. И тем выразительнее на фоне этих двух решений выглядит Роршах. Здесь, кстати, я позволю себе обозначить идею, что ключевая черта Иисуса Христа в свете высказанных мыслей — это та самая «вечность вочеловечения», которая делает Сына Божия Сыном Человеческим. Иначе такой супергерой был бы просто невостребован.

Вернёмся к так называемому «русскому мужику». Востребованность супергероя — это всегда признак кризиса. Символ нужен тогда, когда требуется так или иначе мобилизировать какие-то ресурсы: полковое знамя просто так не достают. Кризис в свою очередь означает страх. В этом смысле первая картинка про «хоронить», т.е. про неизбежное насилие — гораздо честнее ролика, где мужик никого не трогает, а просто мирно куда-то направляется с цветочками. Потому что наличие героя подразумевает конфликт, прежде всего конфликт с действительностью. «Не возьмем везти от князя от Владимира, Не возьмем от него дани–пошлины: Мы попросим от собаки Батура Батвесова, Мы попросим от него дани–пошлины». Супергерой, во-первых, олицетворяет желаемое положение дел в противовес реальному, а во-вторых является носителем силы, предположительно способной привести одно к другому. Апелляция к нему является неким символическим действием, схожим с ритуальным убийством чучела. Побеждая соломенного дракона, люди надеются, что это поможет им справиться с драконом реальным. Таким образом мы можем выяснить, боится ли реальный русский мужик обам.

Но и это ещё не всё. Интересно отметить форму бытования «мужика» как глубоко религиозную. Собственно, этот текст является результатом не одного, а двух разговоров, сходных в примечательном моменте. Во втором из них я высказывался в том смысле, что религия всегда была прежде всего средством контроля, и услышал мнение, что так было не всегда. На просьбу указать мне исторический период, когда религия была белой и пушистой, я ничего так и не услышал, но был заверен, что он непременно был, даже если собеседник о нём ничего не знает. Ровно то же самое было сказано о русском мужике. Сейчас, дескать, мужик измельчал. Но вот раньше, раньше да, не то, что нынешнее племя: богатыри — не вы! Когда-то, где-то он точно был. Не могут же врать такие уважаемые люди, как... эээ... ну, или как... эээ. В то же время многие из носителей мифа о русском мужике склонны потешаться над носителями мифа о Капитане Америка, хотя едва ли кто-нибудь из последних верит, что Капитан Америка когда-то существовал.

Какой вывод можно из этого сделать? Прежде всего нужно отметить поразительно низкий уровень рефлексии носителей мифа. Осознать миф как метафору, а не как факт, задать вопросы к своему мифу — ничего этого нет. Мы задали столько неудобных вопросов Тони Старку и Озимандиасу, однако же я сознательно не выясняю, в чём цель и смысл русского мужика, потому что... ну, очевидно потому, что это чревато. Сказывается пропаганда, которой мне промыли мозг, тут ничего не поделаешь. Однако же рефлексия — вещь чрезвычайно полезная, и я настоятельно рекомендую упражняться в ней каждодневно.
Tags: astonishing panorama of the endtimes, заготовленные фразы, не рекомендуется
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments